Управление межотраслевого взаимодействия и перспективного планирования Администрации Псковской области
Тексты официальных выступлений руководителя и заместителей руководителя

Обучающий семинар для органов местного самоуправления по теме «Методология разработки Стратегий социально-экономического развития муниципальных образований» с участием отраслевых комитетов и управлений области

Дата и место проведения: 11 февраля 2011 года , Администрация Псковской области (г.Псков, ул. Некрасова, 23)
Участники: Государственное управление межотраслевого взаимодействия и перспективного планирования Псковской области, Комитет по вопросам местного самоуправления Администрации области, органы местного самоуправления,отраслевые комитеты и управления области
Организаторы: Государственное управление межотраслевого взаимодействия и перспективного планирования Псковской области, Комитет по вопросам местного самоуправления Администрации области

Доклад на тему: «Стратегическое планирование как инструмент муниципального управления» 

Текст выступления
(выступает начальник управления - Григорьева С.Н.):

   Актуальность обсуждения данного вопроса сегодня обусловлена необходимостью формирования у муниципалитетов четкого понимания о взаимосвязанной системе стратегического планирования на муниципальном уровне и направлена на оказание методической помощи органам местного самоуправления на совершенствование данных документов.
    В современных условиях стратегическое планирование и стратегическое управление являются общепризнанными эффективными методами управления местным развитием. Проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится все более актуальной. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.
    Система документов стратегического планирования включает в себя:

  1. Стратегию социально-экономического развития;
  2. Схему территориального планирования;
  3. Отраслевые стратегии;
  4. Программу социально-экономического развития на среднесрочный период.

    Стратегия социально-экономического развития муниципального образования – это документ, определяющий систему мер и долгосрочную политику деятельности органов местного самоуправления, опирающуюся на долгосрочные приоритеты в экономической, социальной и иных сферах жизни муниципального образования, согласованную с интересами хозяйствующих субъектов, бизнес-структур, населения муниципального образования.
    Формирование Стратегии развития муниципального образования должно исходить из принципа соответствия стратегическим целям развития Российской Федерации и скоординированности принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики, социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ муниципального образования.
    В этой связи документы стратегического планирования муниципального образования, субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должны согласовываться между собой, а также с соответствующими документами стратегического планирования федерального уровня.
    В результате данные документы формируют основу для единой системы стратегического планирования деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
    Несмотря на то, что Стратегия развития муниципального образования является долгосрочным документом, она должна являться рабочим документом, определяющим перспективы развития района на основе анализа современной социально-экономической ситуации, его внешних и внутренних факторов.
    Ценность данного документа в том, что в нём установлены долгосрочные цели и задачи, указаны механизмы их достижения посредством конкретных отраслевых программ и планов.
    Стратегия должна стать центральным звеном в системе муниципального планирования, на ее основе осуществляется разработка схем территориального планирования и программы социально-экономического развития, а также бюджетное планирование.
    Мобилизация имеющихся в муниципальном образовании ресурсов экономического роста, направленных на реализацию целей стратегии, должна достигаться путем повышения эффективности государственного управления, использования финансов и совершенствования межбюджетных отношений.
    Без стратегического видения развития территории крайне сложно разрабатывать документы территориального планирования. Схемы территориального планирования и генеральные планы поселений и городских округов являются проекцией "на территорию" стратегий социально-экономического развития.
    Наконец, стратегия это основа привлечения инвестиций в муниципальный район посредством участия в областных и федеральных целевых программах, а также создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций.
    Не следует понимать Стратегию как оторванный от жизни документ. В его основу должны быть положены принципы, учитывающие интересы всех слоёв населения.
    Главной целью развития каждого района является повышение качества жизни населения на основе обеспечения устойчивого функционирования хозяйственного комплекса, развития человеческого потенциала и формирование благоприятного социального и инвестиционного климата и качественной среды проживания.
    При разработке Стратегий развития необходимо четкое понимание того как и по каким направлениям будет развиваться территория. Какая транспортная, энергетическая, социальная инфраструктура необходима для её обслуживания, как должна выглядеть система расселения и куда ориентировать внутренние и внешние миграционные потоки.
    С целью оказания методической помощи органам местного самоуправления нами разработаны методические рекомендации единых требований по формированию муниципальных стратегий социально-экономического развития.
    В основе Стратегии должны лежать оценка и анализ сильных и слабых сторон развития муниципального образования, выявление приоритетных направлений развития, потенциальных возможностей и рисков.
    На основе углубленного анализа и оценки ключевых внешних и внутренних факторов развития экономики района, важнейших проблем его развития, должны быть сформулированы долгосрочные тенденции, цели и задачи развития района, обозначены приоритетные направления развития секторов экономики, охарактеризованы сценарии развития района, определены задачи политики, проводимой органами муниципальной власти района на долгосрочную перспективу, механизмы их реализации.
    Структура Стратегии представлена на слайдах.
    В Стратегию рекомендуется включать (каждый пункту соответствуе слайд)  :

  1. Оценку социально-экономической ситуации муниципального образования (характеристика геополитического положения, социально-экономическая ситуация);
  2. Разработку 2-3 наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу. Сценарный анализ должен осуществляться с использованием многофакторной модели.
  3. Выявление и анализ рисков и ресурсных возможностей муниципального образования, сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
  4. Выбор целевого сценария развития муниципального образования на основании оценки рисков и ресурсных возможностей муниципального образования.
  5. Разработку системы приоритетных направлений развития муниципального образования в рамках выбранного целевого сценария.
  6. Основные показатели реализации Стратегии в прогнозном периоде (объем инвестиций, численность населения и др.).

   В рамках Стратегии также рекомендуется устанавливать лимиты финансирования (общие параметры бюджетного финансирования), которые следует разделять по приоритетным направлениям и отдельным мерам муниципального управления.
Они должны задавать общие рамочные условия для среднесрочных программ социально-экономического развития, трехлетних финансовых планов (1 + 2 года) и развития системы бюджетирования, ориентированной на результат (БОР), и могут являться основанием для ведения переговоров о включении отдельных мероприятий и проектов в план финансирования района из средств региональных целевых программ и прочих инструментов дополнительного целевого финансирования за счет средств регионального бюджета.
    Проведя анализ представленных проектов стратегий, мы столкнулись с необходимостью их доработки и приведения в соответствие с действующими нормативными актами Российской Федерации и Псковской области.
Вместе с тем, в качестве положительно примера достаточно полно проработанного документа стратегического планирования можно привести проект Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Псковский район», который разработан с учетом основных положений и направлений Стратегии социально-экономического развития Псковской области.
    Определены задачи, приоритеты, сбалансированные сценарии социально-экономического развития, пути и механизмы их оптимизации.
    Основные приоритеты направлены на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое развитие экономики и повышение ее конкурентоспособности в увязке со Стратегией социально-экономического развития Псковской области.
Произведен анализ по отраслям: промышленность, транспорт, сельское хозяйство, лесное хозяйство, жилой фонд и жилищное строительство, инвестиционная деятельность и финансовая инфраструктура, малое предпринимательство, потребительский рынок; анализ сферы социального обслуживания населения (занятость, образование, культура и прочее).
    Цели, задачи, приоритетные стратегические направления развития, сценарии развития определены с учетом их ресурсного обеспечения.
    Так например в разделе экономического развития:

  • на существующих производственных площадках для размещения промышленных предприятий и коммунальных объектов планируется реализация инвестиционных проектов по строительству металлоперерабатывающего завода, по строительству жилого микрорайона, коттеджного поселка ввиду наличия привлекательных инвестиционных площадок;
  • развитие транспортно-логистического потенциала района ориентировано не только на обслуживание транзитных грузопотоков, но и на потребности развивающегося промышленного комплекса Псковской области в целом;
  • развитие агропромышленного производства в районе направлено на повышение конкурентоспособности продукции и экономической эффективности агропромышленного производства.

    Стратегия развития Псковского района ориентирована на собственный потенциал, интеграцию ресурсов развития, многоканальное финансирование, полноценную инвестиционную политику, стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных направлениях.
    Также общий подход к формированию проектов Стратегий социально-экономического развития муниципальных образований использован Великолукским районом, городами Псков и Великие Луки, основные цели и направления развития их стратегий взаимоувязаны со Стратегией социально-экономического развития Псковской области.
    Однако, большинство Стратегий требуют доработки.
Так, например, проект Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Куньинский район» имеет лишь теоретическую составляющую, отсутствует анализ существующего социально-экономического развития, не выявлены проблемы района, не учтен потенциал, ресурсные возможности. Определенные стратегией приоритеты развития не имеют обоснования. Выработан лишь ряд мероприятий, срок реализации которых ограничен 2011-2016 гг., и, по сути, является текущей деятельностью или планом мероприятий.
    Вместе с тем, Куньинский район, обладает ресурсной базой для развития АПК и туризма:

  • уже имеются турбазы «Волынь», «Нептун», «Чайка»;
  • построена мегаферма, которая будет способствовать увеличению объемов производства молока, что в свою очередь, тесно связано с государственной политикой по поддержке и развитию сельского хозяйства.

    По нашему мнению, целесообразнее развивать именно эти сферы как приоритетные направления.
    Поскольку анализ стратегий проводился совместно с отраслевыми органами исполнительной власти, в последующих выступлениях будут озвучены предложения и рекомендации по основным направлениям, которые могут найти отражение в ваших документах стратегического планирования.
    В заключение хотелось бы сказать, что мы рассчитываем, что предложенные подходы по формированию Стратегий будут приняты во внимание, и данная работа вами будет осуществлена в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти области.
    В качестве методического содействия в раздаточном материале представлены общие рекомендации к структуре и содержанию стратегий, а также обобщенные замечания и предложения органов исполнительной власти.
    Спасибо вам за внимание!
 

© Администрация Псковской области

180000, г. Псков, ул. Некрасова, 23
Тел/факс +7(8112) 69-97-21
Email: grigorevasn@obladmin.pskov.ru